Два или четыре — выбираем привод.

Однако в этом не всегда есть необходимость. Чтобы разобраться почему — рассмотрим типы приводов, их особенности, возможности и назначение. По количеству ведущих колёс автомобили бывают моноприводные с передними или задними ведущими колёсами и полноприводные с редуктором отбора мощности или муфтой.

Монопривод

Казалось бы всё просто, два колеса ведущие, передние или задние какая разница. Однако разница есть. Не смотря на цифровые технологии, и другие инженерные достижения, разница между передним и задним приводом в управлении автомобилем есть.

Задний привод

Так исторически сложилось, что первые автомобили были заднеприводными. Это было обусловлено тем, что силовая установка находилась сзади и для экономии на сложных механизмах передающих крутящий момент, а также для улучшения сцепления колёс с дорогой, привод был там же где и двигатель. Впоследствии когда двигатель переместился в переднюю часть автомобиля, привод всё равно остался сзади. На тот момент инженеры не могли найти эффективного решения совместить подвижные рулящие колёса и привод.

У заднего привода, при управлении автомобилем, есть как достоинства так и недостатки.

Среди достоинств — это высокая манёвренность. Благодаря отсутствию в передней подвеске элементов, передающих крутящий момент, инженеры имеют возможность увеличить угол поворота колёс, соответственно уменьшается радиус разворота. Кроме того, двигатель и коробка передач у заднеприводного автомобиля расположены вдоль оси автомобиля. Это позволяет добиться  равномерного распределения нагрузки на силовые элементы кузова, в итоге снижаются вибрации и шумы, вызываемые работой двигателя. Именно по этой причине в респектабельных седанах, ориентированных на потребителя требовательного к комфорту, задний привод является основным.

Недостатки заднего привода в основном связаны с эксплуатацией таких автомобилей в сложных погодных условиях и на нетвёрдых покрытиях. Заднеприводные автомобили склонны к заносу на скользкой дороге и  рыхлых грунтах, что требует от водителя определённых навыков. Не смотря на то, что всевозможные системы стабилизации, курсовой устойчивости и распределения тормозных усилий, в современных автомобилях по максимуму снижают, действие этого негативного явления, водитель заднеприводного автомобиля, всё таки должен иметь определённые навыки управления автомобилем склонным к заносу.

Передний привод

На сегодняшний день, самый распространённый вид привода в серийных автомобилях.

Достоинства

Благодаря тому, что привод находится там же где и силовая установка и коробка передач, есть возможность более рационально использовать внутреннее пространство автомобиля.

Благодаря тому, что ведущие колёса задают направление автомобилю, существенно повысилась проходимость, а с использованием систем ABS и ESP позволяют легко справляться со скользкой дорогой, мокрым снегом и слегка раскисшим грунтом.

Кроме того, переднеприводный автомобиль устойчив к заносу и не требует особых навыков для управления в любых погодных условиях.

Что касается недостатков. Основной недостаток переднеприводного автомобиля это неравномерное распределение нагрузки на переднюю часть автомобиля, что при стремительных ускорениях может вызывать эффект силового подруливания (когда автомобиль на старте уводит в сторону).

У переднеприводных автомобилей хуже манёвренность. Во-первых потому, что приводные валы не позволяют сделать больше угол поворота колеса, а во-вторых потому, что под действием центробежной силы, чем больше скорость тем больше радиус поворота. к примеру на заднеприводные автомобили при ускорении в повороте действует центростремительная сила из за чего радиус поворота уменьшается вплоть до заноса.

Также автомобили с передним приводом требуют более тщательной шумоизоляции между салоном и моторным отсеком, что с современными материалами не проблема, но сказывается на стоимости авто.

То есть автомобили с передним приводом универсальны, рациональны и утилитарны, но менее комфортны по сравнению с заднеприводными.

Полный привод 4Х4 или 4WD

Полный привод обеспеченный редуктором отбора мощности

Это инструмент для преодоления серьёзного бездорожья. Автомобили с редуктором отбора мощности большую часть времени либо заднеприводные либо переднеприводные, а полный привод можно включить в случае необходимости. Данная система называется Part Time. Редуктор равномерно распределяет крутящий момент между передней и задней осью, а дифференциал, распределяет его между правым и левым колесом так, чтобы на колесо с лучшим сцеплением передавалось как можно больше крутящего момента. В результате автомобиль приобретает внедорожные качества и способен преодолевать геометрически сложные участки, глубокую грязь и сугробы.

Однако есть скоростные ограничения — в режиме 4WD большинство автомобилей не может перемещаться на высоких скоростях по дорогам общего пользования. Кроме того, внедорожники, как правило, большие, тяжёлые и не очень манёвренные и с повышенным расходом топлива.

Достоинства:

  • высокая проходимость

Недостатки:

  • требует двигатель с повышенной мощностью
  • высокий расход топлива
  • плохая манёвренность

Тип полного привода обеспеченный муфтой

Чаще всего встречается в кроссоверах.

Существует несколько типов муфт: планетарные, многодисковые или комбинированные. Несмотря на сложное устройство, сам по себе агрегат компактный и лёгкий поэтому может устанавливаться в компактных автомобилях без потери полезного пространства.

Нередко муфту можно встретить во внедорожниках с редуктором отбора мощности в качестве блокировки межосевого дифференциала, что существенно улучшает ходовые качества на бездорожье и позволяет внедорожникам использовать полный привод на высоких скоростях. Такая система называется Full Time.

Муфта может, как автоматически или принудительно подключать свободный мост, так и постоянно раздавать крутящий момент на передние и задние оси в разных пропорциях и при этом автомобиль с таким типом полного привода не имеет скоростных ограничений. Может показаться, что муфта лучше чем редуктор отбора мощности, она компактнее, легче и её использование не влечёт скоростных ограничений. Однако у неё тоже есть есть недостатки. Основной недостаток муфты это неприспособленность к длительным нагрузкам. То есть если вам необходимо будет длительное время ехать по снежной целине глубиною полметра или ехать десять километров по глубокой раскисшей колее, то муфта перегреется и выйдет из строя, что влечёт за собой либо дорогостоящий ремонт либо замену данного агрегата.

Достоинства:

  • малый вес и габариты
  • не требовательна к мощности двигателя
  • позволяет использовать режим 4Х4 на высоких скоростях

Недостатки:

  • не пригодна для эксплуатации на тяжёлом бездорожье.
  • невысокая надёжность

Итог

  • Переднеприводный автомобиль с высоким клиренсом и снабжённый такими электронными помощниками как ABS, ESP, имитация блокировки дифференциалов, распределение тормозных усилий, помощь при старте на подъёме и спуске с горы, мало чем уступает автомобилю с муфтой обеспечивающей полный привод, при этом дешевле и надёжнее.
  • Полный привод Part Time несмотря на  свою проходимость в тяжёлых условиях на малых скоростях, на дорогах общего пользования, лёгком бездорожье или гололёде совершенно бесполезен и требует от водителя особых навыков.
  • Внедорожники снабжённые и редуктором отбора мощности и муфтой Full Time делают внедорожник универсальным транспортным средством для эксплуатации на всех видах покрытий в любых погодных условиях, но имеют высокую стоимость.
  • Кроссоверы с муфтой позволяют себя чувствовать увереннее по сравнению с моноприводом в плохих погодных условиях.
  • Задний привод обеспечивает комфорт и манёвренность на дорогах с твёрдым покрытием.

Автор:rus89

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *